ღირსი პატაპი (VII)
ძვ. 8 დეკემბერი (ახლ. 21 დეკემბერი)

 ტროპარი:

შენ შორის, საკვირველო მამაო, კეთილად დაცულ იქმნა ხატება, რამეთუ აღიღე ჯვარი და შეუდეგ ქრისტესა, და მოქმედი ასწავებდი შეურაცხყოფასა ხორცთაისა, ვითარცა წარმავალსა, ხოლო ღუწასა სულისასა, ვითარცა უკვდავისა არსებისასა, რომლისათვისცა ანგელოზთა თანა იხარებს სული შენი, ნეტარო თეოდულე.

 კონდაკი:

სახლი შენი სულიერი, წმიდაო, სამკურნალოდ უპოვნიეს ერსა, მოსწრაფედ მისსა მიმართ მილტოლვილთა და კურნებაიმთხოველთა მიენიჭების, და ხსნა შეცოდებულთა ცხოვრებასა შინა, რამეთუ შენ ყოველთა ურვათა შინა მყოფთა შესავედრებლად გამოსჩნდი, პატაპი ღირსო.

ღირსი პატაპი დაიბადა ქალაქ თებეში, კეთილმსახურ ქრისტიანთა ოჯახში. სრულწლოვანებას რომ მიაღწია, წმიდანმა ეგვიპტის უდაბნოს მიაშურა. მრავალი წლის შემდეგ წმიდა პატაპიმ ასკეტური ღვაწლით შორს გაითქვა სახელი და ურიცხვმა ხალხმა იწყო მასთან სიარული რჩევა-დარიგების სათხოვნელად. მაშინ ღირსი მამა, რომელიც მდუმარებას ეძიებდა, კონსტანტინოპოლში ჩავიდა და ვლაქერნის ტაძრის მახლობლად ქალაქის გალავანთან სენაკი მოიწყო. მალე პატაპის სახელი აქაც გახმიანდა. უფალმა თავის რჩეულს კურნებისა და ბოროტ სულთა განსხმის ნიჭი მიმადლა. ღირსი პატაპი ღრმა მოხუცებულობაში გარდაიცვალა.

„წმიდანთა ცხოვრება“, ტომი IV, თბილისი, 2003 წ.

Монастырь преподобного Патапия в Лутракионе

Городок Лутракион гнездится у подножия Геранийских гор напротив знаменитого Коринфского канала и города Коринф. Вы­соко над этим городком, возвышаясь над синими водами Коринф­ского залива, стоит монастырь преп. Патапия, подобно жемчужине в оправе из скал. Здесь покоятся чудотворные моши преподобного Патапия, святого четвертого века.

Монастырь преподобного Патапия в Лутракионе

Преподобный Патапий родился в 380 году в египетском городе Фивы. Его отец был правителем области, выходцем из известной в Египте семьи, врачом и философом по образованию. Он и его жена отличались истинным благочестием. Они побуждали сына изучать Священное Писание, особенно Евангелие. Когда он стал старше, родите­ли пригласили из Александрии знаменитых наставников для обучения мальчика естественным наукам, математике, философии и риторике.

Учась, Патапий пришел к осознанию того, насколько все в мире непрочно и преходяще, и поэтому его все больше влекло к подвижнической жизни. Учения Климента (223 г.) и Оригена (253 г.) и история духовной борьбы, которую они вели, исполнили его сердце благоговением и покаянием, так же как и жития святителя Афанасия (373 г.) и преподобно­го Антония Великого (356 г.), ко­торые были почти его современ­никами. Желая уподобиться им, он часто уходил из города в пусты­ню, где жило множество подвиж­ников. У них он научился вни­кать во внутреннюю жизнь и движения души.

До нас дошел рассказ об одном эпизоде из отроческих лет Свя­того, в котором молодой человек по имени Аммон упал с высокой скалы вместе со своим верблюдом. Оба получили травмы. Тринад­цатилетний отрок Патапий набрел на них в пустыне и ухаживал за молодым человеком до рассвета, пока родители и слуги, выйдя на поиски мальчика, не нашли их. Патапий спас своими молитвами Аммона, который иначе умер бы от полученных травм. За ночь исцелился и верблюд. Аммон впоследствии рассказывал, что видел ослепительный свет, был словно укутан этим светом, и его сила согрела и возвратила умирающего к жизни. Аммон, став после это­го преданным товарищем Святого, много лет служил ему.

По прошествии некоторого времени, отец отвез Патапия в Алек­сандрию, в знаменитую катехизаторскую школу. Здесь на Патапия оказал большое влияние слепой учитель по имени Дидим, от обще­ния с которым его желание следовать путем мудрости и добродете­ли усилилось. Это был тот самый Дидим, которому преподобный Антоний Великий сказал: «Не скорби о том, что ты лишен теле­сных очей. Они хороши только для мух и комаров. Тебе же следует радоваться, что имеешь очи души, что твоему внутреннему взору открылась Божественная небесная красота».

К тому времени, когда Патапий закончил учебу в Александрии и вернулся в Фивы, его отец уже скончался. К своему огорчению Патапий узнал, что теперь ему предстоит занять должность управ­ляющего финансами своей провинции. Юноша не хотел прини­мать это назначение и стал умолять мать отпустить его в пустыню, где он мог бы вести жизнь подвижника. Она, вероятно,дала ему на это благословение, поскольку Патапий отправился прямо в монас­тырь Тавенниси, центр монашества в Фиваиде, и там посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он подвизался там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец. Когда слух о его учености и добродетели достиг других стран, из Фив к нему прислали делега­цию с просьбой дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, по смирению, отказался. Боясь впасть в гордость, он тайно ушел из монастыря в далекую пустыню.

Эпидемия чумы Пока Патапий был в пустыне, город Фивы поразила страшная эпидемия чумы. Много жителей города погибло. Оставшиеся были в ужасе и, зная о благодатной силе молитв Патапия, просили его спасти их от этого бедствия. Однако Патапий не хотел идти в город, где его славили бы как знаменитого чудотворца, и ответил твердым отказом. Ночью же он тайно явился в город, босиком, одетый в латанную накидку, какую носили тогда анахореты. Он входил, никем не узнанный, в дома, где были заболевшие, и тихо молился вместе с ними, исцеляя многих. Когда чума отступила, люди стали искать посланного им от Бога врача, но его нигде не было: он покинул город так же тихо, как пришел. Тогда жители города поняли, что это был сын их родной земли, монах Патапий.

Исцеление игумена Весть о нем разлетелась по всей Фиваиде, благоговейное почи­тание его как наставника и чудотворца росло, и в его келью в пустыне начали приходить монахи, иногда вместе со своими игу­менами, желая получить духовное наставление и руководство. Од­нажды тяжело заболел игумен одного из пустынных монастырей, отец Серапион. Братья принесли его к Патапию, умоляя исцелить его. Святой преклонил колена вместе с монахами и стал просить Господа об исцелении Его верного раба, и когда Патапий, протянув руку, коснулся болящего, тот исцелился. Святой пытался скрыть это и другие чудеса, свершавшиеся по его молитве, но вскоре люди о них узнали, начали приходить к нему отовсюду и приводить недужных и страждущих как телесно, так и душевно.

Исцеление парализованного ребенка У одной молодой вдовы единственный сын был парализован. Мать, услышав о монахе-чудотворце, с помощью соседки посадила мальчика и его младшую сестру на ослика и повезла к Святому в надежде на исцеление. Однако добирались они очень долго, по­скольку не знали точно, где находится келья подвижника. Наконец они приблизились к месту, где преподобный Патапий молился, вы­соко на склоне горы. Святой, увидев их, поспешил вниз. Он спросил, что они ищут. Мать и ее спутница ответили: «Мы ищем монаха Патапия. Пожалуйста, отведи нас к нему, чтобы он исцелил это дитя». Святой пожалел их; он опустился на колени и стал умолять Господа исцелить малыша. И вот ребенок встал на ноги и начал ходить, и женщины поняли, что перед ними не кто иной, как сам святой Патапий.

Разрушение идолов В то время, когда преподобный Патапий только поселился в пустыне, патриархом Александрийским стал человек по имени Ки­рилл — один из тех, с кем он вместе учился в Александрии в катехизаторской школе. Однако в те времена в Египте еще процве­тал языческий магический культ. Храм этого культа был местом проведения языческих обрядов, причем жертвы, как понимали хри­стиане, приносились самому Сатане. Патриарх, естественно, хотел разрушить этот центр бесовского поклонения. Для этого он решил устроить крестный ход с несением мошей святых бессребреников Кира и Иоанна, а также дев-мучениц Феоктисты, Феодоты и Ев-доксии и их матери Афанасии. Патриарх просил святого Патапия прибыть в Александрию для участия в этом шествии. Со всех кон­цов страны собрались огромные толпы народа: монахов, клириков и мирян. Через шесть дней после начала этого крестного хода процессия прибыла в деревню Менути, где и были положены свя­тые мощи. Тотчас же начали совершаться чудеса. Каменный идол развалился на части по благодати, исходившей от мошей святых Кира и Иоанна. В связи с тем, что по предстательству святых бес­сребреников произошло великое множество чудес, деревню и всю ту местность стали называть «Абба Кир». Это название сохрани­лось и поныне (Абукир).

Встретившись во время этого шествия, патриарх Кирилл и бла­годатный инок Патапий получили возможность обсудить насущные проблемы Православия. Они хорошо понимали, что власти Констан­тинополя слишком часто вмешиваются в дела Церкви, и столично­му архиепископу крайне необходим совет мудрых и надежных кли­риков. Патриарх Кирилл предложил Патапию как более способному из них двоих поехать в Константинополь в качестве советника, но Святой отказался и возвратился в пустыню. К нему продолжали приходить люди, искавшие руководства и исцеления, а ученики Патапия начали строить поблизости свои собственные кельи.

Поездка в Константинополь В 428 году Преподобный, оставив братию, все же отправился в Константинополь — возможно, потому что не имел уже в пустыне столь необходимого ему покоя и уединения. В пути его корабль попал в ужасный шторм. Мачта сломалась и ударила капитана, в результате чего судно осталось без управления. Пассажиры в пани­ке сбились в кучу на палубе. Вдруг с кормы раздался голос, прика­зывавший им спуститься в трюм, чтобы дать команде возможность без помех предпринять действия по спасению корабля. Это был голос монаха Патапия, взявшего на себя задачу управления кораб­лем. К утру шторм стал стихать. Поднявшись на палубу, пассажиры увидели, что от гибели их спас святой Патапий, причем оказалось, что не пострадал даже капитан, которого все считали умершим.

Сечнути

Во время того же плавания заболел один из членов команды, гребец-египтянин по имени Сечнути. Он попросил Патапия как своего земляка оказать ему помощь. Весь день Святой ухаживал за ним, а вечером, оставив его на попечение других, уединился для молитвенного бдения. В ту ночь снова штормило, лил дождь и порывами дул сильный ветер. Команде и пассажирам с трудом удавалось удерживать корабль на плаву. В такой обстановке о Сеч-нути забыли, а угром все пришли в ужас, обнаружив, что больного смыло волной в море. В крайнем расстройстве пассажиры начали обвинять друг друга в небрежности. Святой в это время молча, с задумчивым видом сидел в стороне, будто ничего не слышал. При­ближалась ночь. Шторм усиливался, грозя кораблю новыми бедст­виями, и капитан принял решение пристать к критскому берегу, чтобы там переждать бурю. На закате они наконец бросили якорь в маленькой бухте. И тут, к своему изумлению, они увидели, что на берегу их ждет Сечнути. Отвечая на расспросы, он рассказал: «Ког­да волны смыли меня за борт, я увидел, что лежу на спине дельфи­на, который и привез меня в эту бухту».

Команда и пассажиры поняли, что своим спасением Сечнути обязан молитвам преподобного Патапия, и все дружно преклонили колена, чтобы принять его благословение. Сечнути умолял Патапия взять его к себе в ученики, и Святой согласился. Капитан корабля был язычником, но видя происшедшее, пожелал стать христиани­ном. Патапий поговорил с ним о Христе и Церкви, пока они стояли в бухте, укрывшись от шторма, и крестил его. Они оставались на острове до установления ясной, тихой погоды, а потом продолжили плавание. Все славили и благодарили Бога за то, что Он послал им на помощь святого человека.

Коринф

Когда корабль проплывал мимо Коринфа, капитан сказал Свя­тому: «Отче, мы проплываем мимо моего дома. Я бы хотел пови­даться с семьей и рассказать им, что стал христианином. Может быть, и они крестятся». Так они оказались в коринфском местечке Афнеон. Местные христиане просили святого Патапия остаться у них. Столетия спустя, после обретения мощей святого Патапия, в этих местах будут особо почитать его память. А когда он жил здесь, правители области, будучи христианами, просили его стать их епи­скопом, но он, как и прежде, отказался.

Внутренняя пещера преп. Патапия.

В Коринфе преподобный Патапий полюбил бывать в Геранипских горах, отделенных от Коринфа перешейком. У подножия этих гор, там, где сейчас стоит Лутракион, была пещерка, в ко­торой однажды на пути в Патры но­чевал святой апос­тол Андрей.В 1345 году, то есть более тысячи лет спустя, Император Иоанн Кантакузен построил над этой пещеркой храм в честь святого апостола Андрея. Этот храм и сейчас стоит здесь, рядом с горячими источниками. А во времена преподобного Патапия в пещерке был только небольшой скит с семью монахами. Патапий по их просьбе присоединился к ним и учил их аскетической жизни и молитве, чему сам научился в монастырях Египта.

Однако же, преподобный Патапий все еше стремился найти уе­диненное место, где можно было бы в молчании сердца предавать­ся умной молитве. Забравшись выше по склону Геранийских гор, он обнаружил еше одну пешеру, служившую первым христианам убежищем, в котором они укрывались от своих гонителей. Препо­добный Патапий поселился в этой пешере, недалеко от своих уче­ников. Он так полюбил это тихое место, что однажды сказал бра­тии: «Отцы мои, после моей кончины, где бы я ни умер, перевезите меня сюда и похороните в моей любимой пещере в Геранийских горах». По неисповедимому Промыслу Божию, это желание Свято­го исполнилось через много столетий.

Вскоре Святой узнал, что недалеко в горах находится еще одна монашеская община, настоятеля которой считали старцем, и спустя какое-то время две обшины объединились, чтобы вместе славить Бога и учиться духовной жизни под руководством святого Патапия.

Однажды ночью монах по имени Арсений сильно заболел. Это был ревностный инок, имевший огромную любовь ко Христу, и святой Патапий часто ставил его в пример остальным. Арсений атадел ремеслом ткача, которому научил и иноков монастыря, чтобы они могли сами за­рабатывать себе на жизнь. Как только святому Патапию сообщили о болез­ни Арсения, он тот­час вместе с брати­ей отправился к нему в келью. Они горячо помолились о его выздоровлении, и Арсений в ту же ночь получил исцеление.

Константинополь В 435 году, прожив около семи лет в Коринфе, преподобный Патапий покинул свой скит в Геранийских горах и продолжил путь в Константинополь. Вместе с ним поехал его первый ученик, монах Сечнути. В Константинополе они явились инкогнито во Влахернский монастырь. Патапий не сказал никому, кто он такой (его имя к тому времени было известно всему христианскому миру), а просто продолжал и там поститься, молиться и бодрствовать, и все считали его простым монахом. Ему назначили послушание — быть в монастыре привратником. Однажды, сидя у ворот, он уви­дел, что к монастырю приближается похоронная процессия. Умер­ла молодая женщина, и ее родители горько рыдали, оплакивая ее. Процессия поравнялась с воротами, где сидел Патапий, и вдруг усопшая поднялась, перекрестилась и с благоговейным страхом ста­ла глядеть на Патапия, а потом подошла, опустилась на колени у его ног, и, целуя ему руки, назвала его по имени. Так братии мона­стыря, а также и всей столице, стало известно, кто живет рядом с ними.

Исцеление слепого Когда Патапий жил в Константинополе, к нему однажды при­шел человек, слепой от рождения, и попросил: «Умоляю тебя, святый

Божий, дай свет очам моим». Патапий ответил: «Как ты осмеливаешься просить меня о таком великом даре? Это дело не твари, а Творца». Но слепой настаивал: «Если ты попросишь Бога, он позволит мне видеть свет!». Видя веру этого человека. Святой перекрестил его и сказал: «Именем Иисуса Христа, просвещающе­го слепых и воскрешающего мертвых, повелеваю тебе: Прозри!» Едва он договорил, как слепой стал видеть. Исполненный невыра­зимой радости, этот человек, всю жизнь проведший в темноте, ушел, славя Бога и Его верного раба Патапия.

Больной водянкой В Константинополе жил человек, страдавший водянкой. Живот у него раздулся, как барабан, столичные врачи обогащались за его счет, но помочь ему не могли, и его ужасные страдания продолжа­лись. Услышав от людей о святом Патапий, он пришел к нему, умоляя сжалиться над ним. Святой Патапий при виде его испол­нился сострадания, так как у того был раздут не только живот, но и все тело, что причиняло ему нестерпимую боль. Святой Патапий осенил его крестным знамением, помазал маслом из лампады от иконы Спасителя, и произнес: «Христос Господь, исцелявший про­каженных, исцелит и тебя». Когда он говорил, из тела больного естественным образом истекло огромное количество нечистой жид­кости. Больной полностью исцелился, а очевидцы этого происше­ствия разнесли весть о нем за пределами страны.

Человек, одержимый нечистым духом Один молодой человек был одержим особенно ужасным бесом. Иногда несчастный рвал на себе в клочья одежду, оставаясь совсем нагим. В другой раз он бросался в воду и едва не тонул. Однажды он шел по дороге, и вдруг бес потащил его к берегу, чтобы бросить в море. В это время, по Промыслу Божию, мимо шел преподобный Патапий. Бес при виде его сотряс молодого человека с такой силой, что глаза у него закатились, а изо рта пошла пена. Он, стуча зубами, дико смотрел на Преподобного. Когда Патапий приблизился, бес простонат: «Как я мучаюсь! Горе мне! Что Патапий делает здесь? Что будет со мной? Где мне искать другое жилище? Пойду ли я в город или в пустыню, ты вторгаешься ко мне, Назарянин, и своимКрестом заставляешь меня бежать. Если ты коснешься им меня, я исчезну. Ты победил меня!» С этими словами бес высоко поднял молодого человека и со страшной силой швырнул на землю. Свя­той осенил несчастного крестом и сказал: «Иди, нечистый дух, да­леко в пустыню. Так велит тебе Господь, той силой, которую ты сейчас призывал в осуждение себе!»

Когда он это произносил, юноша стал биться в судорогах, и бес вышел из него в виде облака черного дыма. Избавившись от одержимости, юноша вернулся домой, к своей семье, славя Бога за это чудо.

Исцеление жительницы Константинополя Одна женщина, жительница Константинополя, страдала тяже­лым заболеванием: вся грудь у нее была будто окаменевшая, с огромной гноящейся язвой, кишевшей личинками червей. Болезнь распространялась и уже дошла до сердца. Женщина знала, что жить ей осталось совсем недолго. Она болела много месяцев, прежде чем услышала о преподобном Патапий. За это время врачи съели все ее деньги, а черви — ее тело. Она пришла в монастырь и со слезами упала к ногам Святого, умоляя его помолиться за нее. «Исцели меня, слуга Господень, сжалься надо мной, несчастной, которую чер­ви сожрут прежде, чем лягу во гроб. Мое тело так болит, что я жажду смерти». Святой ответил: «Если ты имеешь чистую, не омра­ченную сомнениями веру в Бога, то будет тебе по вере твоей». Глубокий вздох вырвался из самой глубины ее души: «Божий человек, тебе дана сила благодати Господней, и я умоляю тебя исце­лить меня!» Святой велел ей показать ему язву. Зрелише это было поистине ужасным. Исполнившись сострадания, он сказал: «Правда, что твоя болезнь тяжела, и излечить ее трудно, но вера покрывает все, а надежда приносит исцеление. Иди же с миром. Твои страда­ния окончены». В то же мгновение она получила исцеление, и Кон­стантинополь услышал еще об одном великом чуде по молитвам преподобного Патапия.

Рака с мощами преподобного Патапия

Кончина Преподобного На восемьдесят третьем году жизни преподобного Патапия, когда пришло время ему оставить землю и переселиться в небесные обители, у одра его собрались учени­ки, скорбя о том, что его уже не бу­дет с ними в этой жизни, и некому будет укреплять и поддерживать их. «Отче, для чего оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Оте­чество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ на­ших?» Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привя­занности к земной жизни. «Чада мои, — сказал он, — не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, по­миная меня. Это принесет вам пользу». Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности. Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Это случилось в 463 году. Ученики похоронили его в константинопольском храме святого Иоанна Предтечи.

С тех пор Церковь старалась сохранить для потомков эти рас­сказы о случаях из его жизни. После захвата Константинополя турками нетленные моши Преподобного были перенесены в его пещерный скит в горах над Коринфом, как он сам просил почти за тысячу лет до того. Местные монахи знали о существовании этой пещеры. Из нее сделали часовню с небольшим иконостасом, на котором были изображены святые Патапий, Никон, Ипатий1 и св. Ипомона. Мощи святого Патапия укрыли за западной стеной пе­щеры, обратив их лицом к иконостасу.

Житие Преподобного и местонахождение пещерной часовни люди помнили и во времена турецкого ига. Местные христиане, видя на иконостасе икону с его изображением, называли ее «пещерой святого Патапия». Никто не знал о том, что здесь поко­ятся его мощи — вероятно, христиане, перенесшие их сюда, наме­ренно сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквер­нения. В любом случае, память об их присутствии в этом месте не сохранилась.

В начале двадцатого века местный священник, отец Констан­тин Сосание, часто приходил сюда, взбираясь по крутым скалам, чтобы послужить в этой скромной часовенке. Отец Константин был довольно высокого роста, и потолок часовни оказался для него слишком низок. Ему, вполне естественно, пришло в голову увеличить и восстановить часовню, в особенности алтарь, который был тесным. В 1904 году он решил начать реконструкцию и на­нял работников из числа местных жителей, чтобы снести древ­нюю стену в западной части пещеры. Однако накануне того дня, когда они должны были начать работу, отцу Константину явился во сне некий монах и сказал: «Будь осторожен, снося стену, пото­му что с обратной ее стороны нахожусь я. Я — святой Патапий Египетский». На следующий день при выполнении работ за сте­ной были обнаружены его нетленные мощи, покрытые листьями и издающие неземное благоухание. Листья, хотя они и были со­рваны с деревьев за четыреста лет до того, оказались абсолютно свежими, будто только что сорванные. На груди Святого лежал большой деревянный крест, в руке — древний свиток, в котором говорилось, что эти мощи принадлежат преподобному Патапию Египетскому. Впоследствии в Константинополе (нынешнем Стам­буле) были найдены древние бумаги с описанием мощей препо­добного Патапия, полностью совпадающим с тем, как выглядели мощи, обнаруженные отцом Константином Сосанисом.

После обретения мощей в течение какого-то времени любой мог подойти и приложиться к открытым мощам Преподобного. Некоторые местные христиане даже отрезали частицы, чтобы иметь святыню дома. Однако после того, как многим из этих людей явился во сне сам Святой, обличая их невежество и дерзость и требуя принести частицы обратно, они были поспешно возвращены.

С тех пор как были обретены мощи преподобного Патапия, многим он являлся во сне и в видениях. Он говорил им: «Идите в мой дом в Лутракионе». По его предстательству сегодня происхо­дит особенно много чудес исцеления от рака в разных концах света — в Греции, Швеции, Америке. Австралии.

Монастырь преподобного Патапия в Лутракионе

В 1952 году грече­ский священник отец Нектарий Кириакос, горевший огромной любовью к преподоб­ному Патапию и со студенческих лет. про­веденных в Коринфе, знавший о его пеще­ре и мощах, решил осуществить мечту всей своей жизни — построить на этом ме­сте женский монас­тырь. Местное население  с сомнением монастыре преп. Патапия. отнеслось к его замыслу, считая его абсурдным: на этой крутой скалистой горе не было ни воды, ни земли, годной для обработки. «Что будут есть эти девушки, — спрашивали его, — чертополох?» Тем не менее, отец Нектарий не отступался от своей цели, и однажды ему явился пре­подобный Патапий, обешая всячески ему помогать. Через некото­рое время он явился настоятельнице одного монастыря недалеко от Афин и также пообещал помогать в этом нелегком деле.

Сначала сестры забирались в гору на мулах и месяцами не покидали пещеры, питаясь теми продуктами, что привезли с собой. Благодаря настойчивой решимости отца Нектария и молитвам пре­подобного Патапия, теперь здесь стоит новый красивый монастырь, врезанный в крутой горный склон. От Лутракиона к этому монас­тырю ведет специальная дорога для паломников. Нынешняя насто­ятельница, старица Исидора, ежедневно вместе с сестрами служит полуношницу и утреню, начиная с 4:30 утра, а одна старенькая монахиня даже спит в храме возле святых мощей. Место за запад­ной стеной, где были найдены моши преподобного Патапия, будет находиться позади вас, если вы встанете лицом к алтарю. Мощи покоятся в красивой раке, освещенной десятками висячих золотых лампад, которые христиане жертвуют в благодарность за исцеление.

Один паломник рассказал мне: «Отправляясь в Лутракион, я ничего не знал о преподобном Патапий и его житии, мне посовето­вал приехать сюда монах из другого монастыря, но когда я опус­тился на пол в земном поклоне перед ракой с мощами Святого, у меня возникло столь явственное ощущение его присутствия, при­общения к чему-то древнему и неземному, что я не мог заставить себя уйти и долго лежал, прижавшись лицом к полу пещеры. Моим единственным желанием было остаться там навсегда».